Я уже месяца два собираюсь написать статейку
вроде "еще один плюс в пользу Blitzmax" о моем недавнем повторном знакомстве с TGB (Torque Game Builder). Поскольку статью про TGB уже
написали, то я иногда буду ее комментировать и повторять уже написанное там - не буду. Просто добавлю кое-что от себя.
Первый раз я его смотрел
год назад, когда выбирал среду разработки, и тогда я его однозначно отбросил,
хотя стоил он подешевле, чем сейчас. Если не изменяет память 80 - без
исходников, 100 с исходниками в ранней бета пре-версии. Потом с исходниками
стал стоить 150, а на текучий момент: 250 с исходниками и 100 без исходников.
Это цены для инди. Для компаний цены побольше. Почему я его тогда отбросил - да
он был никакой тогда вообще. Плюс огромный минус - он был заточен под OpenGL, а в Direct-X визуально заметно тормозил. Это
касаемо только движка. Касаемо ИДЕ – вообще полный ппц. Скрипты пишутся
отдельно. Встроенного редактора для работы с ними нет. Это же хорошо – можно взять
свой любимый редактор текста для написания скриптов! - Злая шутка. А злая она
потому, что такой вещи, как дебаг и отладка нет в принципе. Хорошо, хоть
основные скрипты генерируются автоматически. – Это я к тому, что после этого,
даже такая элементарщина выглядит достижением. Шрифтов вообще не было. А зачем?
Все надписи же можно и спрайтами сделать. Можно конечно за этим упарится и игра
будет весить под 50 метров, но ведь искусство требует жертв. Про визуальные
эффекты с текстом можно забыть. А можно и не забывать, а сделать все спрайтами
и добавить еще 50 метров к игре.
Через год его
развития я решился посмотреть его снова. У меня были какие-то смутные сомнения,
не хотелось мне этого делать как-то. Но это было такое невнятное чувство так
называемого внутреннего голоса, к которому редко прислушиваешься и потом
жалеешь. Так было и на этот раз. Только благоразумия хватило, чтобы не жалеть
сильно. И так почему я не слушался внутреннего голоса? – Потому, что был очень
впечатлен достижениями разработчиков, о которых прочитал на сайте. Столько они
там понаделали: и форматирование текста, и версия 1.5 на подходе с революционными
элементами «поведения», и партиклы с редактором, и прочее, прочее, прочее. Так
что ну очень хотелось посмотреть на это чудо, восхищенно сказать «ну ребята,
молодцы, сделали таки что-то стоящее», отвалить им кровных 100 баксов и сотворить
наконец-то казуальный мега-хит, занимаясь только логикой игры, графикой,
музыкой – высоким искусством, так сказать, не вникая во всякие сюрфейсы,
девайсы, и прочие технические детали. Ну так внутренний голос вперемешку с
голосом разума, споря с романтическими надеждами имели под собой очевидную
почву: если все так круто, почему же никто еще ничего стоящего на TGB не сделал? (именно на TGB, на TGE продуктов хватает); где голоса восхищенных пользователей?
ну и вообще скептицизм просто.
В общем, переборов
голоса разума и внутренний, я решил хоть глазком глянуть – ну а вдруг (вот ведь
неискоренимая надежда на «авось»). К тому-же с партиклами у меня был застой
сильный – хотелось посмотреть, что там они сделали... Ознакомлением я был шокирован.
Романтизм шока не выдержал и отвалился. Все как всегда – пеара больше чем
делов. Смотрел я простую версию за 100, без исходников.
Во-первых:
шрифты. Как уже сказал Константин,
- они только системные. Я решения не нашел (и не знал, что оно есть даже – по паблик
форуму не нашел). Предположил, что возможно рисованные шрифты самому как-то
грузить через скрипт, и оставил на дальнейшее рассмотрение, если будет надо
рассматривать.
Во-вторых: скрипт.
Я совсем забыл про это. Но тут пришлось сразу вспомнить. Конечно с редакторами
уже получше – народ за год наштамповал и платных и бесплатных. Некоторые даже
почти приличного уровня. Из тех что видел – самый больше всего понравился Codeweaver от netMetrics. Там даже уже дебаггер есть.
Но настроить его мне с наскоку не удалось. Т.е. настроить удалось, а заставить
работать – нет. Точки останова игнорируются. Еще такая тонкость – скомпиленный проект
не запускается, если открыт редактор TGB. Надо закрыть
редактор, потом запустить проект. Так-что иногда неудобно получается. Я не
исследовал сам язык скрипта настолько глубоко, чтобы сделать вывод, который
сделал Константин,
насчет сложности алгоритма для простенького мач-3, но этот факт, тоже не в плюс
TGB.
В-третьих: ГУИ. Оно
негибкое. Только стандартные контролы без всяких украшений. Анимацию на кнопку уже
не прилепишь и красиво не сделаешь. – А это вчерашний день блин – для коммерческого
то продукта.
В-четвертых:
расширяемость. Ее нет. Просто нет. Я не нашел возможности на уровне скрипта подключать
внешние библиотеки и работать с ними.
С меня хватило
этого. Я пришел к выводу, что для нормальной работы с TGB нужны будут исходники, а это уже 250, а не 80, как Blitzmax. И еще в них надо будет разбираться – тратить свое
время. Т.е. и как TGE,
на самом деле это движок для «серьезной» с ним работы, а не легкого и
непринужденного создания игр, как рекламируется. И язык там в исходниках - С++. А помехоустойчивость у него от ошибок
низкая – Blitzmax тут в лучшем положении.
Да, несомненно, в TGB можно легко и непринужденно сделать
что-то, но только то, что захотели разработчики – аркадку простенькую или
платформер (по нему даже промо видео сбацали – это ж надо было еще сколько
времени тренироваться для этого). Негибкая система в общем. Еще раз – я про
версию без исходников – с ними куда уж гибче – делай что хочешь. А учитывая,
что аркады и платформеры (под что TGB
заточен) сейчас совсем не в ходу (хотя может на Х-Вох и в ходу – не знаю), то с
коммерческой точки зрения он бесполезен. Это так – для хобби.
Вот и все -
значительного сказать больше нечего – и так достаточно, считаю. Да вот еще что:
положительных восхищенных высказываний реальных пользователей TGB я еще не встречал, а вот негативные
есть, на том-же индигеймере (1,
2,
Are
there any alternatives to Torque Game Builder) – люди жалеют потраченных на
него денег.
Да надо же и
хорошее что-то сказать. Ну да редактор уровней там визуальный. Редактор ихнего
примитивного ГУИ. И редактор частиц есть (не то что мне надо конечно, но все-же
он есть). Плюс триал честный (на время работы). Вот поработал я в нем всего 1
день, так он мне и сейчас при запуске пишет, что 29 дней осталось.
В общем, я настоятельно
не советую TGB. Не сейчас. Может
быть. Когда-нибудь ( - опять неистребимая надежна на «авось» :) . Но не сейчас.
И вообще хотите исходников на С++ - берите бесплатно: попкап фреймвок, или Аллегро, или СДЛ,
или СДК от Playground. Не знаете С++ и хотите
исходников – покупайте Blitzmax за 80 – и сам язык неплох и
исходники есть. И вообще все обычно разрабатывают инструментарий под себя,
используя как свои так и сторонние наработки и софт. Попытки стандартизировать
это и свести к чему-то более-менее единому, требуют серьезной работы, а не
такой, какую делает Garage Games. Хотя мне кажется у
них и цели такой нет.
Другие материалы по теме
|